Июл 28
На прошедшей неделе были объявлены номинанты премии RIBA, которую многие называют архитектурным «Оскаром». Речь идёт о так называемой Стирлинговской премии, вручаемой за «здание года».
Обладатель RIBA Stirling Prize будет объявлен в сентябре, после того, как авторитетная комиссия посетит все шесть номинированных сооружений. Торжественное награждение и обед состоятся 11 октября 2008 года в Ливерпуле.
Премия Стирлинга основана в 1996 году Королевским институтом британских архитекторов (The Royal Institute of British Architects). Названа она по имени выдающегося английского архитектора сэра Джеймса Стирлинга (Sir James Stirling).
Джеймс Стирлинг родился 22 апреля 1926 года в Глазго, скончался 25 июня 1992 года в Лондоне. Он — лауреат Притцкеровской премии 1981 года. Самые известные его работы — лондонский жилой дом Canary Wharf (1988 год), здание французской национальной библиотеки (1989 год), японский Kyoto Centre (1991 год).
В 2008 году жюри отобрало для финального конкурса шесть работ. Заявки на участие в конкурсе подавали национальные комитеты RIBA.
На самой верхней фотографии — одна из четырёх станций железной дороги (Nord Park Cable Railway) на участке от Хунгенбурга до Инсбрука (Австрия). Эти станции построены по проекту архитектурного бюро великой Захи Хадид.
Проект Accordia. Серия жилых домов (типа таунхаусов) со всей социальной инфраструктурой построена в Кембридже (Англия) по проекту архитектурного бюро Feilden Clegg Bradley Studios совместно с компаниями Maccreanor Lavington и Alison Brooks Architects.
Ещё одна железнодорожная станция, Бейлмер (Bijlmer ArenA Station), в Амстердаме (Нидерланды). Построена по проекту студий Arcadis Architecten и Nick Grimshaw Architects (ведущий архитектор — Николас Гримшоу, Nicholas Grimshaw. Кстати, он проектировал аэропорт в Пулково) как общественное помещение с торговым комплексом.
Манчестер, Великобритания. Центр Правосудия (Civil Justice Centre). Здание открыто в марте 2008 года. Построено оно по проекту английского архитектора Дентона Маршалла (Denton Corker Marshall).
Королевский выставочный центр в Лондоне построен по проекту архитектурного бюро Allies and Morrison. Бюро было основано Бобом Аллиесом (Bob Allies) и Грэхемом Моррисоном (Graham Morrison) в 1984 году. Royal Festival Hall — это многофункциональное здание, включающее в себя офисный центр, торговые и прогулочные зоны.
И, наконец, здание Центра Найма Дангура (Naim Dangoor Centre) как часть Вестминстерской академии в Лондоне. Здание построено по проекту английского архитектора Оллфорда Морриса (Allford Hall Monaghan Morris). Найм Дангур — английский бизнесмен и филантроп. Его дед был раввином в Ираке.
Кстати, победитель помимо почёта получает и денежную премию, порядка €25 000.
В данных ракурсах и без ТТХ поражает воображение только первое сооружение.
Про остальные сложно что либо сказать.
На первой фотографии интересное решение для небольшой железнодорожной станции. Жаль, что нет более подробных снимков. А вот от фотографии станции Бейлмер , чем то неуловимо знакомым повеяло. И не похоже на Пулково, но чувствуется, что отец у этих сооружений, один. Думается, что эта работа достойна получения премии RIBA.
To Dmitry Flying: я вообще не понимаю, чем руководствуются организаторы конкурса при отборе работ. Если честно, меня тоже привлекла лишь «железнодорожные» работы. Но — что есть, то есть. Им виднее, какие критерии использовать, и какие работы выбирать. Я много чего прочёл про RIBA Stirling Prize, но не уловил всех тонкостей и особенностей. Может быть, в качестве параметров используются и не называемые, но подразумеваемые параметры.
To Katrin: вот ещё некоторые материалы по Nord Park (или Nordpark) Cable Railway.
Но я был удивлён, что по большинству проектов очень мало иллюстративного материала — буквально лишь по паре фотографий. Я смотрел и материалы «общего доступа» и специализированные издания.
Серия жилых домов типа "таунхаус" ужасно похожа на Хатынь. А вокзалы - да, приятственны и, подозреваю, удобны.
Больше вокзалов, хороших и разных!
Мне больше всего понравился Центр Правосудия и первая станция метро. Идей действительно достойная гениев дизайнерской и архитекторской мысли. Крыша метро так вообще странно, что вообще держится. Таких идей и проектов очень не хватает в большинстве современных городов. Они бы с лёгкостью могли приукрасить скучный ансамбль одинаковых многоэтажек!
To Art-corp: металлический сварной каркас и пластик рулят.
А вот российским городам точно не хватает таких недорогих, но необычных построек утилитарного назначения. Зато на суперэлитные постройки для особо избранных часто без слёз не взглянешь. А ведь эти монстры доминируют над городской постройкой, и сомнительное удовольствие «любоваться» ими имеет как раз большинство.