Завод имени Дзержинского — одно из старейших предприятий Пермского края, скоро он отметит своё 150-летие. На предприятии, наряду с продукцией промышленного и бытового назначения, всегда выпускалось оборудование для военной отрасли. И первая бензопила «Урал», произведённая в 1935 году, предназначалась для нужд инженерных войск и только в первое послевоенное десятилетие была запущена в массовое производство. Почти 50 лет пермские бензопилы были безальтернативным инструментом в руках профессиональных вальщиков леса.
В начале нового тысячелетия их популярность стала сходить на нет: на рынке появилась более лёгкая, безопасная и экономичная продукция заграничных конкурентов. На заводе тут же придумали, как приспособить пилу для других работ. Сейчас, в качестве дополнительного оборудования к ней предлагаются приставки: культиватор, насос и резак. Но бензопилы «Урал», «Дружба» и «Тайга» по прежнему имеют своих почитателей потому, что они дёшевы, мощны и выносливы.
Последняя покупаемая модель бензопилы от Пермского машиностроительного завода называется Урал 2Т Электрон. Её двигатель (двухтактный, одноцилиндровый) работает на смеси бензина с маслом. Когда качество смеси не соответствует рекомендуемому, двигатель дымит или теряет/наращивает обороты. В этом случае помогает регулировка карбюратора. Зажигание у агрегата электронное, ломается довольно скоро, найти новый блок на замену можно, но он неадекватно дорог и также ненадёжен. Многие выходят из положения, частично заменяя начинку старого блока. Редуктор не вызывает нареканий ни у профи, ни у любителей.
Мотоблок из бензопилы «Урал» смастерить несложно, поскольку навесные культиваторы делаются на том же заводе. Они снабжены подробной инструкцией, где описаны все стадии процесса подсоединения. Главное преимущество пермской бензопилы — способность резать дерево вдоль волокон. Это её качество можно использовать на полную мощность, купив резак и оборудовав стол для распила. В результате может получиться настоящая пилорама из бензопилы.
В России давно придумали, как сделать мопед из бензопилы. Умельцы пока не пришли к единому мнению, какой двигатель для мопеда подходит больше: ураловский или от пилы «Дружба». В пользу первого варианта говорит прочная крышка стартера, которая у «Дружбы» быстро срабатывается. По официальной информации последняя бензопила старой модификации сойдёт с конвейера пермского завода в 2013 году. В принципиально новой модели «Урал 70» за основу конструкции взяты западные разработки, которые уже доказали свою состоятельность.