Сен 12

Венеция. XI архитектурная бьеннале

написал(а) в 09:00
Рубрика(и): События и выставки, Архитектура

Русский павильон венецианского бьеннале

Одиннадцатая по счету Венецианская архитектурная бьеннале открылась вчера, одиннадцатого сентября. У неё довольно неожиданное название и тема: Out There: Architecture Beyond Building, что примерно можно перевести как «Не там. Архитектура вне времени».

Официально выставка будет открыта для просмотра с 14 сентября по 23 ноября 2008 года.

Венецианская архитектурная бьеннале проводится с 1980 года. До того времени архитектурная выставка была частью Венецианской художественной бьеннале. Кураторами бьеннале обычно назначаются или известные архитекторы, не менее известные критики или ученые-урбанисты. Куратор бьеннале 2008 года — Аарон Бецки, критик, основатель Роттердамской архитектурной бьеннале, в настоящий момент — художественный руководитель музея в Цинциннати.

Экспозиция IX Венецианской архитектурной бьеннале

В бьеннале принимают участие около 50 архитекторов и дизайнеров, которые продемонстрируют своё видение темы в 35 национальных павильонах, среди которых и российский. Российский павильон открывается в субботу, 13-го. Пока всё держится в большом секрете, и его внутренний дизайн зрители увидят лишь завтра. Известно, что название экспозиции — «Шахматная игра», автор — Николай Полисский, известный ландшафтный художник, автор проектов из деревни Никола Ленивец, о которой мы недавно рассказывали.

Хотя Россия участвует в Венецианском архитектурном бьеннале уже девятый раз, почётный «Золотой лев» доставался всего один раз. Так была оценена в 2000 году работа Ильи Уткина в номинации «лучшая архитектурная фотография».

«Выставка занимает часть прелестного городского сада, приютившегося на берегу лагуны и обращённого к стороне острова Лидо. К сожалению, выставочные павильоны удалены от воды, и только наш русский немного заметен среди зелени…». Так писали журналисты в 1914 году.

Действительно, русский павильон в Венеции — один из старейших. Он был построен ещё до Первой мировой войны (закладка состоялась восьмого сентября 1913 года), став частью главной аллеи бьеннале в садах Джардини (Giardino Publico) на берегу лагуны. Архитектор — Алексей Викторович Щусев (кстати, его последним творением стала московская станция метро «Комсомольская кольцевая»).

Кураторами российской экспозиции назначены Григорий Ревзин и Павел Хорошилов. Комиссар павильона — Василий Церетели. Состав российской делегации — россияне, иностранцы и один гражданин Германии российского происхождения (Сергей Чобан). Среди россиян — имена, очень хорошо известные в профессиональной среде, — Александр Асадов, Алексей Бавыкин, Михаил Белов, Андрей Боков, Юрий Григорян, Николай Лызлов, Сергей Киселев, Сергей Скуратов, Александр Скокан, Михаил Хазанов, Михаил Филиппов, Дмитрий Буш, Андрей Чернихов, Борис Левянт, Владимир Плоткин, Сергей Ткаченко, Никита Явейн.

Среди иностранцев — Норман Фостер, Заха Хадид, Жан Нувель, Гаэтано Пеше, Рафаэль Виноли и другие.

Особенность российской выставки этого года — все представленные работы в самое ближайшее время начнут строиться. То есть здесь отчётливо виден сознательный отход от темы, «Архитектура вне времени». Так что очень скоро мы, к примеру, узнаем, что будет возведено на месте здания ЦДХ на Крымской набережной. Неужели всё-таки тот самый «Апельсин»?

А коли так, становится понятным и состав жюри (его российской части): Елена Батурина («Интеко»), Шалва Чигиринский (МДК), Алексей Добашин («Крост»), Владислав Доронин («Капитал Груп»), Борис Кузинец (Rose Group), Артём Кузнецов (группа «Гута»), Сергей Полонский («Миракс груп»), Александр Тимофеев («МТ Девелопмент»), Владимир Зубрилин (ГК Forum Properties), Дмитрий Зеленов («Донстрой»), Юрий Жуков («ПиК»).

Павел Хорошилов: «Мы впервые показываем реальное состояние архитектурной мысли в России. Мы застаём русскую архитектуру в переломный момент — она должна концептуально и творчески самоопределиться в условиях реальной конкуренции. Поэтому в русском павильоне вы увидите проекты и русских, и западных архитекторов. Чем этот процесс закончится, пока неизвестно. Лично я жду, что наша идея будет понята и профессиональным сообществом, и зрителями бьеннале».

Так что всё то, что будет выставлено, скоро начнёт обретать зримые черты. В Москве, Петербурге, Новосибирске, Казани и Якутске («Музей мамонта» Томаса Лизера). А сами участники говорят, что никаких наград они не ожидают. Думаю, это понятно. В российском павильоне явно проводят собственное мероприятие-смотр.