id4.ru/idea
ЗНАНИЯ 24 ЧАСА В СУТКИ
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
РАЗДЕЛЫ:
Человек (129)
Здоровье (145)
Спорт (14)
Художники (25)
Животные (179)
Птицы (38)
Насекомые (26)
Растения (19)
Дом (19)
Земля (117)
Наука (77)
Техника (50)
Экономика (86)
Промышленность (107)
Рождение оперы
Категория: Художники, Автор: VseZnamus
Опера как самостоятельный жанр музыкальной драмы появилась на итальянской земле в эпоху Возрождения. Эта поначалу чисто аристократическая забава вскоре приобрела популярность у широкой публики и вышла на подмостки театров всей Европы.
Опера — это, в сущности, пьеса, в которой все слова поются в сопровождении оркестра. Попытки сочетать воедино слова, музыку и действие предпринимались давно, но опера как жанр сформировалась только к концу XVI века в Италии.
Эскизы костюмов к интермеццо — музыкальной интерлюдии, исполнявшейся в антрактах. Интермеццо, зачастую написанное по мотивам античных мифов, было предтечей оперы.
В обществе той эпохи царило преклонение перед античностью, и в поисках путей развития драматического искусства флорентийские мыслители, поэты и музыканты вполне закономерно обратились к наследию Древней Греции и Рима. Такие искания создавали благоприятную атмосферу для экспериментов с вокальной драмой, и в 1597 г. во Флоренции на суд вельможной публики была представлена самая ранняя из известных нам опер — «Дафна» на музыку Якопо Пери.

К сожалению, сохранились лишь разрозненные фрагменты «Дафны». Первой целиком дошедшей до нас оперой является «Эвридика» (1600), написанная тем же Пери и Джулио Каккини. В основу её сюжета положен греческий миф об Орфее, который, решившись вызволить любимую жену Эвридику из подземного царства мёртвых, отправился следом за ней во владения Аида, и очарованный его песнями владыка преисподней отпустил Эвридику. Правда, авторы сочли себя вправе изменить концовку этой печальной истории, и подобные вольности по отношению к литературному первоисточнику вошли в традицию оперного жанра.

Первые оперы создавались исключительно для увеселения аристократии. В спектаклях для узкого круга избранных или по случаю грандиозных придворных празднеств нередко участвовали знатные покровители искусств. Первый платный оперный спектакль для публики состоялся в Венеции в 1637 г. Успех эксперимента привёл к бурному строительству театров в Италии и по всей Европе. Характерной особенностью этого периода было сказочное богатство декораций, костюмов и сценических эффектов, для которых изобретались уникальные механизмы.

С ростом популярности оперного жанра произошли разительные перемены в отношениях между словами и музыкой. Изначально считалось, что музыка должна лишь усиливать драматическую выразительность текста. Первые оперы почти целиком строились на пении или речитативе под аккорды нескольких музыкальных инструментов. Однако уже в 1607 г. первый оперный гений Клаудио Монтеверди ввёл в оперу расширенный ансамбль музыкальных инструментов и наполнил глубоким трагизмом музыку к опере «Орфей» по мотивам все того же античного мифа. Данная тенденция постепенно стала набирать силу, и уже в начале XVIII в. Алессандро Скарлатти писал оперы, в которых музыке безоговорочно отводилась главенствующая роль, а ключевые моменты драмы находили отражение в сольных номерах.

Между тем во Франции сформировалась собственная традиция, основы которой заложил Жан-Батист Люлли (1632–87). Этот выходец из Италии (Джованни Баттиста Лулли) довольно быстро приноровился ко вкусам французского двора, отличавшегося трезвым здравомыслием и преклонением перед классическими образцами. Поэтому в его операх музыка снова была подчинена словам, мелодия отошла на второй план, а оркестровая партия превратилась в торжественный аккомпанемент возвышенным стихам и сюжету, зачастую содержавшему прямые или косвенные намёки на величие «Короля-Солнца» Людовика XIV. Подлинного музыкального гения дала миру Англия в лице Генри Перселла (1659–95), хотя поначалу рамки его возможностей в оперном жанре были весьма ограниченны. В английском театре той эпохи господствовала разговорная драма, и Перселл писал в основном музыку для драматических пьес с продолжительными интерлюдиями.

Когда Перселлу наконец представился случай создать настоящую оперу, из-под его пера вышло экспериментальное сочинение для любительского спектакля в колледже для девочек. Эта опера — «Дидона и Эней» (1689) — стала признанным шедевром на все времена, но у её автора не нашлось достойных последователей, а обосновавшийся в Англии Георг-Фридрих Гендель (1685–1759) ввёл моду на итальянскую оперу, которая к тому времени повсюду (кроме Франции) царствовала на театральных подмостках.
ПОИСК ЗНАНИЙ:
У НАС УЖЕ ИСКАЛИ:
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:
МОЗАИКА ЗНАНИЙ:
Правила использования материалов с сайта www.iD4.ru! Связь с администрацией: id4@id4.ru