|
Рождение оперы Категория: Художники, Автор: VseZnamus Опера как самостоятельный жанр музыкальной драмы появилась на итальянской земле в эпоху Возрождения. Эта поначалу чисто аристократическая забава вскоре приобрела популярность у широкой публики и вышла на подмостки театров всей Европы. Опера — это, в сущности, пьеса, в которой все слова поются в сопровождении оркестра. Попытки сочетать воедино слова, музыку и действие предпринимались давно, но опера как жанр сформировалась только к концу XVI века в Италии.
|
|
Эскизы костюмов к интермеццо — музыкальной интерлюдии, исполнявшейся в антрактах. Интермеццо, зачастую написанное по мотивам античных мифов, было предтечей оперы.
В обществе той эпохи царило преклонение перед античностью, и в поисках путей развития драматического искусства флорентийские мыслители, поэты и музыканты вполне закономерно обратились к наследию Древней Греции и Рима. Такие искания создавали благоприятную атмосферу для экспериментов с вокальной драмой, и в 1597 г. во Флоренции на суд вельможной публики была представлена самая ранняя из известных нам опер — «Дафна» на музыку Якопо Пери.
К сожалению, сохранились лишь разрозненные фрагменты «Дафны». Первой целиком дошедшей до нас оперой является «Эвридика» (1600), написанная тем же Пери и Джулио Каккини. В основу её сюжета положен греческий миф об Орфее, который, решившись вызволить любимую жену Эвридику из подземного царства мёртвых, отправился следом за ней во владения Аида, и очарованный его песнями владыка преисподней отпустил Эвридику. Правда, авторы сочли себя вправе изменить концовку этой печальной истории, и подобные вольности по отношению к литературному первоисточнику вошли в традицию оперного жанра.
Первые оперы создавались исключительно для увеселения аристократии. В спектаклях для узкого круга избранных или по случаю грандиозных придворных празднеств нередко участвовали знатные покровители искусств. Первый платный оперный спектакль для публики состоялся в Венеции в 1637 г. Успех эксперимента привёл к бурному строительству театров в Италии и по всей Европе. Характерной особенностью этого периода было сказочное богатство декораций, костюмов и сценических эффектов, для которых изобретались уникальные механизмы.
С ростом популярности оперного жанра произошли разительные перемены в отношениях между словами и музыкой. Изначально считалось, что музыка должна лишь усиливать драматическую выразительность текста. Первые оперы почти целиком строились на пении или речитативе под аккорды нескольких музыкальных инструментов. Однако уже в 1607 г. первый оперный гений Клаудио Монтеверди ввёл в оперу расширенный ансамбль музыкальных инструментов и наполнил глубоким трагизмом музыку к опере «Орфей» по мотивам все того же античного мифа. Данная тенденция постепенно стала набирать силу, и уже в начале XVIII в. Алессандро Скарлатти писал оперы, в которых музыке безоговорочно отводилась главенствующая роль, а ключевые моменты драмы находили отражение в сольных номерах.
Между тем во Франции сформировалась собственная традиция, основы которой заложил Жан-Батист Люлли (1632–87). Этот выходец из Италии (Джованни Баттиста Лулли) довольно быстро приноровился ко вкусам французского двора, отличавшегося трезвым здравомыслием и преклонением перед классическими образцами. Поэтому в его операх музыка снова была подчинена словам, мелодия отошла на второй план, а оркестровая партия превратилась в торжественный аккомпанемент возвышенным стихам и сюжету, зачастую содержавшему прямые или косвенные намёки на величие «Короля-Солнца» Людовика XIV. Подлинного музыкального гения дала миру Англия в лице Генри Перселла (1659–95), хотя поначалу рамки его возможностей в оперном жанре были весьма ограниченны. В английском театре той эпохи господствовала разговорная драма, и Перселл писал в основном музыку для драматических пьес с продолжительными интерлюдиями.
Когда Перселлу наконец представился случай создать настоящую оперу, из-под его пера вышло экспериментальное сочинение для любительского спектакля в колледже для девочек. Эта опера — «Дидона и Эней» (1689) — стала признанным шедевром на все времена, но у её автора не нашлось достойных последователей, а обосновавшийся в Англии Георг-Фридрих Гендель (1685–1759) ввёл моду на итальянскую оперу, которая к тому времени повсюду (кроме Франции) царствовала на театральных подмостках.
|
|
ПОИСК ЗНАНИЙ: |
|
У НАС УЖЕ ИСКАЛИ: |
|
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ: |
|
МОЗАИКА ЗНАНИЙ: |
|
|