id4.ru/idea
ЗНАНИЯ 24 ЧАСА В СУТКИ
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
РАЗДЕЛЫ:
Человек (129)
Здоровье (145)
Спорт (14)
Художники (25)
Животные (179)
Птицы (38)
Насекомые (26)
Растения (19)
Дом (19)
Земля (117)
Наука (77)
Техника (50)
Экономика (86)
Промышленность (107)
Мюзикл
Категория: Человек, Автор: VseZnamus
Зародившись как лёгкое развлекательное представление с музыкой и танцами, мюзикл со временем превратился в театральное действо куда более высокого полёта. С 1970-х гг. жанр мюзикла стал достойным соперником оперы и балета.
Мюзикл появился в 1890-х гг. с лёгкой руки английского продюсера Джорджа Эдвардса. Именно он назвал один из своих хитов «Хористка» (1893) музыкальной комедией, и до начала 1950-х годов этим термином обозначали все спектакли данного жанра.
«Кошки» — детище Эндрю Ллойда Уэббера, которому была суждена самая долгая сценическая жизнь. Этот блестящий спектакль создан по мотивам «Науки о котах» Т. С. Элиота.
Под музыкальной комедией подразумевалось лёгкое развлекательное представление, не требовавшее от зрителя чрезмерного напряжения ума и чувств. Таким оно и было. В нем была важна не столько фабула, сколько «ударные» вокальные номера в исполнении любимцев публики, которые, как правило, не двигали действие вперёд, а останавливали его. Впрочем, сентиментальные сюжеты музыкальных комедий с предсказуемой концовкой особого значения не имели. Публику привлекала музыка, театральные «звезды», богатые декорации и стройные ножки кордебалета.

Эдвардс привёз свои постановки в Нью-Йорк, где они тоже получили восторженный приём. Вскоре у американцев появились и свои мюзиклы, а нью-йоркский Бродвей и лондонский Вест-Энд стали — и остаются до сих пор — крупнейшими театральными центрами, где ставятся лучшие мировые постановки. Поначалу в этом жанре диктовали моду англичане. В 1916 г. на сцене лондонского театра Его Величества с оглушительным успехом прошла премьера английской музыкальной комедии «Чу-Чин-Чау > по мотивам арабской сказки «Али-баба и сорок разбойников». Этот непритязательный спектакль, веселивший публику в тяжёлые годы Первой мировой войны, выдержал 2238 представлений, и его рекорд продержался до 1950-х гг.

С 1920-х гг. началась эпоха расцвета американской музыкальной комедии, хотя престиж Лондона по-прежнему был так высок, что премьеры многих популярнейших американских пьес проходили не на Бродвее, а на подмостках Вест-Энда. Драматургические и музыкальные достоинства некоторых ранних американских хитов позволили им выдержать испытание временем, и театры часто обращаются к ним и сегодня. Так, музыкальные комедии «Принц-студент» и «Песня пустыни» (1926) Зигмунда Ромберга отличались прекрасной запоминающейся музыкой и добротными либретто. Ромберг и его главный соперник Рудольф Фримл («Роз-Мари», 1924; «Король бродяг», 1925) были иммигрантами, писавшими в традициях европейской оперетты. Подлинно американские интонации зазвучали в музыке с приходом нового поколения композиторов — Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера, Ирвинга Берлина и Ричарда Роджерса. В их ритмах ощущалось влияние джаза, рэгтайма и других народных музыкальных стилей, а в текстах песен появились типично американские обороты. Лучшими авторами текстов были Кол Портер, английский писатель П. Г. Вудхауз и соавтор Ричарда Роджерса — Лоренс Харт. Многие песни из американских музыкальных комедий того времени стали популярной классикой, например «Дым», «Давай сделаем это», «Ночь и день», «Все подойдет» и «А леди-то бродяжка».

Ещё одним козырем американской музыкальной комедии было блестящее исполнение танцев. Простые подтанцовки превратились в виртуозные номера, приводившие публику в неистовый восторг. В 1920-е гг. король степа Фред Астер в паре с сестрой Аделью вывел чечётку на авансцену музыкальных театров Нового и Старого Света задолго до того, как начал выступать с Джинджер Роджерс.

«Модерновый» язык американских муз-комедий резко контрастировал со светской манерностью английских постановок. Даже вестэндские однодневки ультрасовременного Ноэла Кауарда, в отличие от его драматических пьес, грешили сентиментальностью, а в текстах песен было больше юмора, чем дерзкого вызова.

Однако при всем блеске и остроумии американские мюзиклы были слабоваты по части либретто (т. е. сценария и диалогов), которому отводилась роль связки между музыкальными номерами.

Правда, и в 20-е, и в 30-е гг. встречались исключения из этого правила, но подлинный переворот совершил в начале 1940-х гг. творческий дуэт Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна, который стал соавтором композитора в 1943 г., после смерти Харта. Уступая Харту как поэт-песенник, Хаммерстайн мастерски выстраивал общую сюжетную линию пьесы, что заметно уже в его раннем либретто музкомедии Керна «Плавучий театр» (1927). В этом соавторстве появились мюзиклы «Оклахома!» (1943), «Карусель» (1945) и «Саут-Пасифик» (1949), имевшие грандиозный успех. Это были настоящие музыкальные пьесы с лихо закрученным сюжетом, где вокал и танец органично вплетались в действие.

Произведения Роджерса и Хаммерстайна уже не вписывались в рамки старой музыкальной комедии с фривольным сюжетом и счастливым концом, и на смену этому термину закономерно пришло слово «мюзикл» — странный на первый взгляд выбор, поскольку в английском языке это прилагательное, а не существительное. Однако сама «незаконченность» термина сделала его универсальным понятием, связующим воедино самые, казалось бы, несовместимые театральные и музыкальные стили. Богатство выразительных средств стало ключевой нотой американских мюзиклов. «Целуй меня, Кэт» К. Портера (1948) — остроумная вариация на тему театральной жизни (перипетии, выпадающие на долю актёров по ходу спектакля), где сложные закулисные коллизии переплетаются с действием исполняемой актёрами на сцене комедии Шекспира «Укрощение строптивой». В мюзикле «Крутые парни и куколки» (1950) Фрэнк Лессер даже вывел на сцену гангстеров, шулеров и их «куколок», т. е. подружек, хотя в финале победу одерживает Армия Спасения. В 1951 г. Роджерс и Хаммерстайн создали ещё один мюзикл, ставший гвоздём сезона — «Король и я», о любви короля Сиама и английской гувернантки в 1860-х гг. А незадолго до смерти Хаммерстайна триумфально прошли по мировым подмосткам «Звуки музыки» (1959), написанные по мотивам подлинной истории «поющего семейства Траппов».

Самым популярным мюзиклом 50-х гг. стала «Моя прекрасная леди» (1956) Фредерика Лоу и Алана Дж. Лернера по мотивам пьесы Б. Шоу «Пигмалион», где героиня на глазах зрителей превращается из гадкого утёнка лондонских трущоб в обворожительную светскую даму. Совершенно необычный персонаж — учитель девушки, уже немолодой профессор фонетики. Эту роль блестяще сыграл Рекс Гаррисон, который, не будучи сильным певцом, ритмично и выразительно проговаривал свою вокальную партию.

Совсем в ином ключе прозвучала «Вестсайдская история» (1957) на музыку Леонарда Бернстайна, где за основу был взят сюжет шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Мюзикл перенёс её действие в современный Нью-Йорк, а на сцене враждовали уличные банды. «Вестсайдская история» с её экспрессивными танцами в постановке Джерома Роббинса высветила растущее значение хореографии в мюзиклах.

В 60-е годы увидели свет «Камелот», «Хэлло, Долли!», «Скрипач на крыше» и многие другие популярные постановки. Новый тип мюзикла и новые взгляды продемонстрировал спектакль «Волосы» (1967), названный «мюзиклом первобытного американского лирического рока», в котором нашли отражение нонконформистские идеи хиппи.

Английские мюзиклы того времени проходили не так заметно, и на сценах театров Вест-Энда десятками лет доминировали американские постановки. Исключение составляют, пожалуй, лишь «Оливер!» (1960) Лайонела Барта и «Полшестипенсовика» (1963) Дэвида Хенекера. Основой для обоих мюзиклов послужила литературная классика («Оливер Твист» Диккенса и «Киппс» Г. Дж. Уэллса).

Стиль мюзиклов претерпел значительные изменения в 70-е годы, когда по экономическим соображениям спектаклей стали выпускать меньше, но зато в роскошных декорациях и костюмах. Главной движущей силой этих перемен стал английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер, достигший первых успехов в содружестве с либреттистом Тимом Райсом. Молодые авторы во весь голос заявили о себе рок-оперой «Иисус Христос суперзвезда», которая сначала была выпущена на долгоиграющей пластинке и лишь позднее (октябрь 1971) увидела свет рампы.

«Эвита» (1978) была задумана для звукозаписи. Сюжет этого мюзикла посвящён истории жены аргентинского диктатора, Эвы Перон, поднявшейся до высот государственной власти. Тот факт, что мюзиклу оказался по плечу персонаж такого масштаба, ярко показал, как далеко ушёл этот жанр от старых музыкальных комедий.

Едва ли не самым популярным детищем тандема Уэббер-Райс оказался «Иосиф и его удивительная полосатая рубаха». Используя богатейший спектр музыкальных стилей от рока до калипсо, он пересказывает библейскую историю проданного братьями в рабство Иосифа, который сумел снискать милость фараона и стал правителем Египта. «Иосиф» — первая совместная работа Уэббера и Райса — был написан в 1968 г. всего за три недели, для школьного спектакля. 15-минутный мюзикл вызвал такой огромный интерес, что был расширен, поставлен в Вест-Энде, затем ещё раз дописан и, наконец, с триумфом прошёл на Бродвее. Позднее его возобновили в Англии при участии таких звёзд, как Джейсон Донован и Филипп Скофилд.

Произведения Уэббера поражают масштабностью и необычайной дерзостью музыкального языка. Последним его новшеством стали мюзиклы, построенные на сплошном вокале (без разговорных диалогов), что выглядит как явный вызов традиционной опере. В них, правда, остаётся мало места хореографии, и исключение составили только «Кошки» (1981), которым была суждена самая долгая сценическая жизнь. В этом мюзикле по мотивам «Науки о котах» Т. С. Элиота с помощью оригинального грима и костюмов созданы яркие образы вроде Мангоджерри или Рампелтизера, в музыке звучат хрипловатые кошачьи интонации, а танцы по-кошачьи гибки и пластичны.

Один из последних мюзиклов Уэббера, «Призрак оперы» (1986), — на редкость зрелищный гибрид детектива и «ужастика». Не меньшей популярностью пользовались «Аспекты любви» (1989), созданные в совершенно ином, лирическом ключе.

Несколько лет главным соперником Ллойда Уэббера на ниве музыкальных новаций был американец Стивен Сондхайм. Не столь обласканный славой и популярностью Сондхайм все же имеет за плечами солидную карьеру композитора и либреттиста, удостоенного многих похвал театральной критики. В числе его успешных работ: «Вестсайдская история» (тексты вокальных номеров), пародия на Древний Рим под названием «Забавное приключение по дороге на форум» (1962) и такие крупные постановки, как «Маленькая ночная серенада» (1973) и «Воскресенье в парке с Джорджем» (1984).

Англо-американская монополия на крупномасштабные мюзиклы наконец закончилась, когда в 1985 г. на лондонской сцене появилась парижская постановка мюзикла «Отверженные» (1980). За этим красочным шоу по мотивам одноимённого романа В. Гюго в 1989 г. последовала «Мисс Сайгон», действие которой происходит во время Вьетнамской войны. Авторами обоих мюзиклов являются Мишель Шонберг (музыка) и Ален Бублиль (либретто). Осовременив сюжет оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», они лишний раз подтвердили высокий художественный уровень и широту тематики современного мюзикла.
ПОИСК ЗНАНИЙ:
У НАС УЖЕ ИСКАЛИ:
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:
МОЗАИКА ЗНАНИЙ:
Правила использования материалов с сайта www.iD4.ru! Связь с администрацией: id4@id4.ru