|
Тест на IQ (айкью) Категория: Человек, Автор: VseZnamus Отставание на год в пятилетнем возрасте намного значимее, чем в 13 лет, поскольку приходится на период гораздо более интенсивного развития. Поэтому более поздние исследователи предложили считать основой измерений не простую разницу между умственным и действительным возрастом ребёнка, а отношение между ними. Это отношение, помноженное на 100, называется коэффициентом умственного развития или, по английской аббревиатуре слов intelligence quotient, IQ. Для его получения надо умственный возраст умножить на 100 и разделить на действительный (хронологический) возраст. По определению, ребёнок, чей умственный и хронологический возрасты совпадают, будет средним ребенком: его IQ (айкью) в точности равен 100.
|
|
Тест на IQ может предложить найти лишнее (торт как неживой предмет и велосипед, не имеющий двигателя), проверить навыки обращения с числами или пространственными понятиями («найти 44 треугольника» внизу справа) или способности восприятия («нарисовать фигуру одной непрерывной линией» вверху справа).
Как отличается IQ от человека к человеку? Около 50% испытуемых (при условии достаточно большой выборки) покажут IQ между 90 и 100. У приблизительно 25% этот показатель будет ниже 90, и ещё 25% будут иметь IQ (айкью) выше 110. Количество людей с IQ ниже 70 (их обычно называют «слабоумными») или выше 130 (чьи способности считаются «блестящими») составляет и в том, и в другом случае около 3% от общей массы.
Тестирование по этой методике не выявляет различий между мужчинами и женщинами, но обнаруживает значительные различия между людьми разного происхождения, например, представителями относительно зажиточного большинства и экономически неблагополучного меньшинства в одной и той же стране.
По этой причине многие психологи сегодня считают старые, традиционные тесты неадекватными. Дети из семей, для которых привычны чтение, игры, музыка, оживлённые беседы (между детьми и в особенности со взрослыми), а также другие стимулы развития, как правило, лучше выражают свои мысли в классе, будь то обсуждение с учителем или диспут с соучениками. Поскольку многие тесты основаны на владении словом, трудно удовлетворительно измерить умственные способности детей из семей, где всего этого по той или иной причине нет. Кажется, что такие дети сильно отстают в способности изъясняться и, тем не менее, некоторые из них могут прекрасно проявить себя там, где красноречие не нужно.
По мнению большинства психологов, традиционные тесты также явно ориентированы на «кристаллизовавшийся», а не на «жидкий» интеллект и перегружены абстракциями. Поэтому, несмотря на всю свою ценность для измерения потенциала ребёнка в учёбе, они практически бесполезны для оценки настойчивости и «творческой жилки» — качеств, которые крайне важны для многих видов деятельности.
Большая часть исследований после Бине была связана с разработкой огромного количества тестов для целого ряда различных целей, ситуаций и возрастных групп — от почти исключительно вербальных (языковых) до основанных на универсальных знаках. Хотя лица с высоким IQ, как правило, показывают хорошие, а лица с низким IQ — плохие результаты во всех тестах, каждый отдельный тест предъявляет к испытуемому новые собственные требования. Никто не обладает фиксированным и неизменным коэффициентом умственного развития, который бы проявлялся вне зависимости от характера тестов.
|
|
ПОИСК ЗНАНИЙ: |
|
У НАС УЖЕ ИСКАЛИ: |
|
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ: |
|
МОЗАИКА ЗНАНИЙ: |
|
|