|
Эдгар Дега Категория: Художники, Автор: VseZnamus В тот же год, когда была написана «Музыка Тюильри», Мане знакомится с Эдгаром Дега (1834–1917). Великолепный рисовальщик, Дега поначалу наследовал Энгра и вскоре стал бы преуспевающим художником, если бы придерживался консервативного направления. Но он, отбросив традиции, находил свои темы в кафе и на скачках, и этот выбор неизбежно вёл его к Мане и его друзьям. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, совершенно нетипичной для импрессионизма.
|
|
«Завтрак гребцов» (1881) Пьера Огюста Ренуара. Картина была написана на террасе ресторана в «Лягушатнике», где друзья Ренуара позировали для него под навесом.
Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание, и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии. В то же время он, как и другие импрессионисты, был очарован эффектами воздуха и света и, вместо того, чтобы соблюдать опостылевшие условности, писал то, что видел.
На композицию работ Дега сильное влияние оказала японская графика, с которой европейцы знакомились по упаковке керамики и других товаров. Мане и его коллеги одними из первых оценили качество этих графических работ, многие из которых были выполнены такими мастерами, как Хокусай и Утамаро.
Пока Мане и Дега рисовали жизнь парижан, Моне подбивал друзей на вылазки к побережью Нормандии, в лес Фонтебло, а ещё чаще куда-нибудь к реке в окрестностях Парижа, где отдыхали горожане. В 1860-х гг. они написали ряд пейзажей, в которых явно превалировали визуальные аспекты свето-воздушной среды; уже тогда импрессионисты решительно отказались от малейших намёков на романтизм.
Эти картины напоминают ранние произведения пейзажиста Камиля Коро, оказавшие сильное влияние на Камиля Писсаро и Берту Моризо — художников, которые также поддались очарованию импрессионизма и стали частью этого движения. Впоследствии Писсаро стал одним из главных пропагандистов импрессионизма, но он всегда был готов поддержать новые идеи молодых художников, таких как Сера, Гоген и Ван Гог.
Коро был учителем и авторитетом и для Берты Моризо. Однако, поработав в начале 18б0-х годов на пленэре, она была околдована Мане и стала его ближайшей сподвижницей. Ей суждено было стать одной из ключевых фигур движения импрессионистов.
Франко-прусская война 1870–71 гг. разбросала молодых импрессионистов по стране. Моне и Писсаро работали в Лондоне, но Мане, Моризо, Ренуар, Дега и Базиль участвовали в военных действиях. Ренуара чуть не застрелили как шпиона. Базиль погиб в 1870 году от пули снайпера.
Когда все успокоилось, уцелевшие члены группы вновь собрались в Париже и развернули кампанию за то, чтобы их работы выставлялись. О Салоне речь не шла, поскольку его жюри оставалось таким же консервативным, как и раньше, а потому в 1874 г. было решено провести собственную выставку в парижской студии популярного фотографа Надара.
Выставка была встречена в штыки. Один из самых влиятельных критиков особенно враждебно отнёсся к картине Моне под названием «Впечатление. Восход солнца», изображавшей гаврскую гавань. Критик не поскупился на сарказм и везде использовал слово «импрессионист» в ругательном смысле. Но самим художникам новый термин пришёлся по вкусу, и они взяли его на вооружение. Кроме этого, правда, выставка принесла им немного. Картин было продано мало, пресса и публика состязались в насмешках. Следующие выставки также закончились провалом, и, хотя Моне, Дега и Ренуар прожили достаточно долго, чтобы увидеть своих критиков посрамлёнными, большинству импрессионистов пришлось работать в атмосфере непонимания и глумления.
В результате импрессионизму остались верны единицы. Ренуар всю жизнь экспериментировал, иногда работая в двух стилях в одной и той же картине — как, например, в «Зонтиках» (1881–86). В какой-то момент в 80-х годах он даже вернулся к рафинированному неоклассическому стилю, но, к счастью, вскоре оставил его ради свободной, раскрепощённой, полной жизни манеры, в которой созданы такие шедевры, как «Завтрак гребцов» и «Сена в Аньере».
Тем временем Моне почти оставил попытки передачи формы, сосредоточившись на мгновенных световых эффектах. В поздние годы жизни он скрупулёзно изучал взаимодействие света и воздуха в своих серийных работах, последовательно изображая один и тот же объект в разное время дня и года. Самая известная подобная серия — виды Руанского собора (1890-е гг.), а также «Кувшинки», написанные им в конце жизни в собственном саду.
|
|
ПОИСК ЗНАНИЙ: |
|
У НАС УЖЕ ИСКАЛИ: |
|
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ: |
|
МОЗАИКА ЗНАНИЙ: |
|
|