id4.ru/idea
ЗНАНИЯ 24 ЧАСА В СУТКИ
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
РАЗДЕЛЫ:
Человек (129)
Здоровье (145)
Спорт (14)
Художники (25)
Животные (179)
Птицы (38)
Насекомые (26)
Растения (19)
Дом (19)
Земля (117)
Наука (77)
Техника (50)
Экономика (86)
Промышленность (107)
Романское искусство
Категория: Художники, Автор: VseZnamus
В XI и XII веках в искусстве христианской Европы зародился новый сдержанно-величавый стиль - романский. Исполненные суровой, торжественной силы церкви и соборы украшались скульптурным декором и настенными росписями, а библиотеки пополнялись иллюминированными (украшенными) рукописями.
К началу XI столетия церковь завладела огромными землями, получая их главным образом в виде даров. Неизмеримо выросли богатства монастырей и аббатств.
Церковь св. Нектария в Оверни с типичной для романского стиля Франции апсидой в венце полукруглых капелл
Значительный доход приносили также щедрые пожертвования богобоязненных паломников, приходивших поклониться мощам святых. Паломничества к святым местам приобрели такую массовость, что повсеместно началось усиленное строительство храмов и монастырей, где можно было надёжно хранить и выставлять напоказ бесценные реликвии. Так церковь стала могущественным покровителем искусств, заказывая не только новые постройки, но и предметы религиозного культа, в том числе стенные росписи и алтарные образы. Почти все архитектурные и скульптурные творения той эпохи создавались в стиле, перекликающемся с традициями Древнего Рима.

В Англии монастыри достигли наивысшего расцвета при короле Генрихе I (1100–35), и аббаты не жалели средств и сил на создание таких крупных религиозных центров, как Кентербери, Винчестер и Дарэм, где росли и развивались местные школы каллиграфии и книжной миниатюры. Эта традиция сохранилась и в годы правления короля Стефана (1135–54), при котором были учреждены первые женские монастыри. В XII веке церковь ввела строгую регламентацию того, что именно и в каком стиле следует изображать. К примеру, известно, что св. Бернар Клервоский (1090–1153) подверг суровой критике некоторые живописные образы за показную роскошь, напомнив своим братьям о монашеском обете бедности. Тем же канонам должны были отвечать и произведения, созданные вне монастырских стен. До наших дней дошла лишь малая толика картин светского содержания, хотя, по свидетельству ряда литературных источников, замки богатых феодалов тоже украшались стенными росписями.

Над созданием светских росписей в замках зачастую трудились и монахи, и при некоторых монастырях сформировались художественные мастерские, работавшие под попечительством местных феодальных сеньоров. Эта укоренившаяся во всей Западной Европе традиция нигде не проявилась столь ярко, как в Германии. Могущественные германские императоры всегда были щедрыми покровителями искусств, поэтому сюда тянулись бродячие монахи-художники из Англии, Голландии и Франции, и здесь же вырастали собственные даровитые живописцы. Таким образом, строгое правило затворничества в стенах родного монастыря часто нарушалось. Однако мастера редко подписывали свои творения, поэтому мы мало знаем об их создателях.

В средние века живопись почиталась едва ли не самым действенным способом донесения постулатов веры до неграмотных прихожан, равно как украшения богослужебных книг и церковных интерьеров к вящей славе Господней. Стены храмов часто расписывались фресками на библейские сюжеты. Людей, знавших грамоту, тогда насчитывались единицы, и фрески должны были не только внушать мирянам повиновение законам и догматам христианства, но и знакомить их с содержанием Святого писания. При создании фресок красочный слой наносился прямо на влажную штукатурку, образуя устойчивое химическое соединение, не блекнущее с течением веков.

Дошедшие до нас шедевры романского искусства дают ключ к разгадке истоков многих более поздних художественных стилей. Более того, в средние века из страны в страну кочевали целые альбомы образцов, мотивов и конструктивных решений, формируя единый стиль. В церкви Сан-Клементе-де-Тахуль, что в испанской провинции Каталония, можно и сегодня увидеть написанную смелыми мазками фреску «Христос во славе», в которой явно заметен напряжённый драматизм и колористическое богатство искусства Византии, проникшего на Запад после крестовых походов. Контуры всех фигур прописаны резкими линиями, создавая эффект красочного витража. Между тем, в росписях церкви Сен-Савен колорит мягче, фигуры не так статичны, а лица более выразительны, хотя оба произведения относятся к одному десятилетию.

Произведения не столь монументального масштаба, как правило, встречаются только в иллюстрациях к манускриптам. Однако и здесь в иллюминированных инициалах (заглавных буквах) мы чаще всего видим религиозные сюжеты. Но если монахи видели в искусном украшении библий и молитвенников служение Господу, то их творения нередко лишь тешили тщеславие заказчика, желавшего при помощи этого баснословно дорогого заказа похвастать своим богатством.

Самый знаменитый из всех английских манускриптов XII столетия был создан в Винчестере, где до наших дней хранится в соборной библиотеке. Эта великолепная Библия первоначально состояла из двух томов, но позднее была расшита на четыре, а в работе над ней, по-видимому, участвовали не менее шести безымянных живописцев, которым были даны условные имена: Мастер рисунков к Апокрифам, Мастер инициала к Бытию и др.

Одним из величайших достижений романского периода стало возрождение монументальной скульптуры, которая со времён падения Римской империи исчезла на добрых шесть веков. Главным предназначением скульптуры, как и живописи, было украшение храмов и наставление паствы в вере такими сюжетами, как «Христос во славе» или «Страшный суд». Каменными барельефами и затейливой резьбой украшались капители колонн и арочные обрамления порталов.

Работая в неудобных позах над сложнейшими формами, средневековые ваятели блестяще справлялись со своими задачами, и некоторые самые известные, полные напряжённого драматизма композиции с поразительной точностью вписывались в тимпан — полукруглое или треугольное углубление над дверью или окном, обрамленное аркой. Возродилась и бронзовая скульптура, главным образом в виде барельефного литья на церковных дверях.

В XI столетии, после опустошительных вторжений норманнов, арабов-мусульман и обосновавшихся в Венгрии мадьярских кочевых племён, в Европе наконец воцарился относительный мир. С приходом спокойных времён началось оживление экономики и возрождение интереса к культовому зодчеству.

Главными покровителями и заказчиками новых построек выступали монастыри, число которых в Европе перевалило к тому времени за 2000. Богатые семейства тоже были не прочь укрепить свой престиж, жертвуя крупные суммы на строительство храмов, тем более, что таким способом обеспечивалась и церковная карьера отпрысков знатных родов. Кое-кто даже видел в этом своеобразную страховку, гарантировавшую воздаяние в царствии небесном.

Новые храмы возводились с невиданным доселе размахом. К сожалению, в исторических хрониках упоминаются имена не зодчих, а их высокородных заказчиков. Нам, однако, известно, что в средние века существовали ремесленники, именуемые каменотесами. Они обтёсывали камни и высекали искусные архитектурные украшения. Каменщики возводили здания. Тогдашняя архитектура не знала точного математического расчёта, поэтому количество и размеры опорных колонн приходилось определять старым методом проб и ошибок.

Характерной особенностью романских церквей и соборов является величавая тяжеловесная массивность, сводчатые оконные проёмы, порталы и колоннады. Такую же форму полукруглой арки придавали каменным сводам, которые со временем пришли на смену деревянным перекрытиям. Своды обрели цилиндрическую (наподобие длинной полукруглой арки) или крестовую форму (из двух пересекающихся полукруглых сводов). Массивные круглые колонны и толстые стены романских строений были конструктивной необходимостью до изобретения более сложных приёмов нейтрализации давления, которые обычно связываются с позднейшим готическим стилем. Однако некоторые из них (особенно крестово-реберные своды) применялись задолго до готики.

Великий подъём романского зодчества многим обязан новым энергичным монашеским орденам, в частности клюнийскому и цистерцианскому. На пути к храму Сантьяго де Компостела в Испании повсюду возводились громады аббатств, монастырские и паломнические церкви. Во многих зданиях имелись крытые галереи (для обхода вокруг церкви) для паломников.

Вместе с норманнами романский стиль перекочевал и в Англию, где его до наших дней называют норманнским. Крупнейшими памятниками этого стиля являются соборы в Или, Норидже, Питерборо и Дарэме.
ПОИСК ЗНАНИЙ:
У НАС УЖЕ ИСКАЛИ:
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:
МОЗАИКА ЗНАНИЙ:
Правила использования материалов с сайта www.iD4.ru! Связь с администрацией: id4@id4.ru