Планеты-гиганты
Земля представляется нам огромной, но она очень мала по сравнению с четырьмя планетами-гигантами, находящимися на окраине Солнечной системы. Этими планетами, в порядке их удалённости от Солнца, являются Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Ещё совсем недавно — в 1979–99 гг. — самой удалённой планетой Солнечной системы был Нептун: её обычный аутсайдер Плутон из-за траектории своей орбиты находился в тот период ближе к Солнцу.
Полагают, что Большое Красное Пятно Юпитера — это антициклон, в котором возникают огромные бури и вихри.
В отличие от своих огромных соседей, Плутон — крошечная, покрытая льдом планета, самая маленькая в Солнечной системе. Юпитер же поистине огромен: его диаметр в 11 раз превышает земной, а масса вдвое больше общей массы всех остальных планет системы. Сатурн лишь немного уступает ему в размерах. Уран и Нептун ещё меньше, но все же и они в диаметре в четыре раза больше Земли.

Планеты-гиганты коренным образом отличаются от четырёх планет земной группы (Меркурия, Венеры, Марса и Земли), находящихся ближе к Солнцу, не только размерами, но и газообразным составом: их основными «компонентами» являются водород и гелий.

Юпитер и Сатурн были известны ещё древним астрономам, поскольку их яркий свет на ночном небе виден невооружённым взглядом. Уран и Нептун удалены от нас настолько, что рассмотреть их можно лишь в телескоп, а поэтому об их существовании не знали вплоть до XVIII—XIX вв. Уильям Гершель в 1781 г. открыл Уран, а Нептун был обнаружен Иоганном Галле в 1846 г.