|
Творческие способности Категория: Человек, Автор: VseZnamus Торндайк мало внимания уделил важному аспекту, а именно творчеству. В 1950-х гг. Гилдфорд, разочаровавшись в существующих методах оценки умственных способностей, предложил свой собственный, основанный на принципах т. н. конвергентного и дивергентного мышления. Эти термины означают способность человека дать «ожидаемое» и «неожиданное» решение задачи.
|
|
Великие композиторы Моцарт и Мендельсон в своё время были музыкальными вундеркиндами. Их пример и творчество вдохновили многие поколения родителей на развитие музыкальных талантов у своих детей.
В этом контексте «неожиданный» не означает «неправильный». Эдвард де Боно провёл массу экспериментов как с детьми, так и со взрослыми, чтобы увидеть, как люди пользуются своими умственными способностями или, проще говоря, думают. В своих работах на эту тему он всячески приветствовал «неожиданные» решения, названные им «латеральным» мышлением, иными словами, творческий подход. По его мнению, дети почти всегда опережают в этом взрослых, поскольку у взрослых творческие способности в лучшем случае направлены в какую-то одну сторону, а в худшем — навсегда подавлены традиционными методами преподавания.
В качестве примера в своей книге «Дети решают задачи» де Боно приводит детей, которых попросили подумать над тем, как быстрее строить дома. Большинство рисунков отражали привычное мышление, и только один ребёнок предложил надуть огромный воздушный шар, на внутреннюю поверхность которого, как на обои, был бы нанесён красивый рисунок, покрыть его из распылителя жидким бетоном, а затем прорезать в застывающей поверхности окна и двери. Самое интересное, что похожая идея была успешно испытана!
В 1971 году Р. Кэттел высказал схожее предположение, что существует два типа интеллекта — «жидкий» и «кристаллизовавшийся». Его исследования показали, что ребёнок с «жидким» интеллектом может обойти «научный», «ожидаемый» ответ на поставленную задачу и предложить творческое и неожиданное решение. Ребёнок с «кристаллизовавшимся» интеллектом даст ответ в соответствии с устоявшимися представлениями и не будет пытаться выйти за их рамки.
|
|
ПОИСК ЗНАНИЙ: |
|
У НАС УЖЕ ИСКАЛИ: |
|
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ: |
|
МОЗАИКА ЗНАНИЙ: |
|
|