id4.ru/idea
ЗНАНИЯ 24 ЧАСА В СУТКИ
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
РАЗДЕЛЫ:
Человек (129)
Здоровье (145)
Спорт (14)
Художники (25)
Животные (179)
Птицы (38)
Насекомые (26)
Растения (19)
Дом (19)
Земля (117)
Наука (77)
Техника (50)
Экономика (86)
Промышленность (107)
Людвиг ван Бетховен
Категория: Художники, Автор: VseZnamus
Один из величайших музыкантов всех времён, Бетховен возвысил ремесло сочинения музыки до всеми признанного вида искусства.
Родившийся в 1770 году, в эпоху социальной и политической стабильности, Людвиг ван Бетховен прожил свои зрелые годы в обществе, охваченном революцией и анархией. Естественно, что общественные потрясения нашли отражение в его страстном и самобытном творчестве, исполненном бунтарского духа, борьбы и триумфа.
Портрет Людвига ван Бетховена, написанный Фердинандом Шимоном в 1818–19 гг., когда композитор находился на вершине славы. В течение следующих нескольких лет он полностью потерял слух и был обречён на одиночество
Юный Бетховен, отец и дед которого состояли музыкантами при дворе курфюрста Кельнского, с детства был окружён музыкой. Его талант проявился очень рано. К июню 1782 г. 11-летний Бетховен подменял придворного органиста на церковных службах, а уже в следующем году были опубликованы самые ранние из его произведений: цикл из трёх сонат для фортепиано. Весной 1787 г. Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у Моцарта, однако весть о смертельной болезни матери заставила его вернуться в Бонн, где он застал находящуюся при смерти мать и погруженного в депрессию и пьянство отца.

К 1789 году, получив от двора половину отцовского жалованья, юный Людвиг становится главой семьи Бетховенов. Дополнительно он подрабатывал игрой на альте и клавишных в местных оркестрах, где его виртуозное исполнение вскоре привлекло внимание высшего общества Бонна. Йозеф Гайдн предложил Бетховену переехать в Вену и стать его учеником. Получив помощь от друзей, в ноябре 1792 года Бетховен собрал вещи и отправился в австрийскую столицу — как оказалось позже, навсегда.

Гайдн разочаровал его. Как многие великие музыканты, он был никудышним учителем, и жаждущий учиться Бетховен обращается к другим наставникам. Так или иначе, Вена для него стала настоящим откровением, предоставив юному виртуозу неограниченные возможности. Вооружившись рекомендациями друзей из Бонна, Бетховену удалось предстать перед наиболее влиятельными лицами города, для которых частные концерты стали частью привычного образа жизни. Где бы он ни играл, он завораживал аудиторию великолепными фортепианными импровизациями. Один из его почитателей, князь Карл Лихновский, предложил Бетховену жить в его дворце. Эта договорённость продлилась недолго. С молодых лет Бетховену была свойственна резкость и нетерпимость, а впоследствии и пренебрежение внешним видом и прочими условностями. Аристократические манеры, царившие во дворце князя, вскоре вынудили его вернуться в своё жилье. Другим покровителям, таким как эрцгерцог Рудольф — брат императора Австрии, — вскоре также пришлось осознать, что Бетховена невозможно к чему-либо принудить и следует принимать его таким, какой он есть. Бетховен никогда не делал тайны из своих республиканских убеждений, и в основе многих его произведений лежит тема личной и политической свободы. Несмотря на это, Бетховену приходилось полагаться на щедрость покровителей на протяжении всей своей карьеры. Пожизненную ренту от эрцгерцога он получил при условии неизменного проживания в Вене.

Вынужденное соседство денежной зависимости, революционного пыла и отверженных страстей стало, по-видимому, основной причиной отрицания Бетховеном как социальных шаблонов, так и музыкальных. Его ранние боннские сочинения написаны в безукоризненно классическом стиле, характерном для Гайдна и Моцарта. Однако ко времени переезда в Вену его произведения начали приобретать все более глубокую эмоциональность, что выразилось в тревожном ритме и волнующих созвучиях, взрывавших идеальное равновесие, к которому привыкла в музыке аудитория того времени.

В его 3-й «Героической» симфонии (1803–04) проявилась склонность композитора к этим крайностям. Первоначально посвящённая Наполеону, симфония в своей первой части передаёт дух бескомпромиссной борьбы через ряд гармонических диссонансов, ошеломивших современников Бетховена. В последующих симфониях он использовал аналогичные приёмы для усиления напряжённости, которая то рассеивается, а то вновь нарастает и разражается мощным консонансом (одновременным звучанием различных тонов), создавая ощущение глубокой психологической драмы.

Превратив симфонию из по сути абстрактного упражнения в выражение трагедии и страсти, Бетховен свершил свою собственную революцию. Его 5-я симфония (1807–08) продолжила эту драматическую тему — и при первом же исполнении ошеломила аудиторию «молотобойным» ритмом четырёх нот «темы судьбы», открывающей произведение. Однако его 6-я «Пасторальная» симфония (1808) погружает слушателя в совершенно иной эмоциональный мир покоя и безмятежности, навеянный любовью композитора к природе.

Отличительная черта всех произведений Бетховена — это оптимизм, тем более поразительный, что уже в 1802 г. теряющий слух композитор был близок к самоубийству. К 1809 году его карьере пианиста-виртуоза пришёл конец. Медицина оказалась бессильной, слуховые трубки не помогали, и к 1824 году его окружило безмолвие.

Одиночество и безысходность болезни разрушили личную жизнь Бетховена, но обострили музыкальное воображение. Произведения его «третьего периода» полны блестящих идей. Некоторые из них, такие как «Торжественная месса» (1819–23), невероятно прекрасны, другие, как построенная на диссонансах «Большая фуга» (1825–26), исполнены почти осязаемой боли.
ПОИСК ЗНАНИЙ:
У НАС УЖЕ ИСКАЛИ:
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:
МОЗАИКА ЗНАНИЙ:
Правила использования материалов с сайта www.iD4.ru! Связь с администрацией: id4@id4.ru