Астрономия
Астрономия не только знакомит нас с небесными телами, но и помогает понять, как возникла Вселенная, поскольку наблюдение за далёкими галактиками, по сути, перемещает нас во времени.
Древние астрономы могли наблюдать за небом только невооружённым глазом, а их современные коллеги имеют мощные телескопы, позволяющие изучать световые и радиоволны, а также другие формы космических излучений, такие как рентгеновские лучи. Все эти излучения распространяются в космическом пространстве со скоростью 300 000 км/сек., но принимаемые нами сегодня сигналы от наиболее удалённых объектов шли до Земли миллиарды лет.
Часть Млечного Пути. Ярко-красные пятна -это газовые облака, где образуются звезды. Белая полоска оставлена орбитальным ИСЗ, пересекавшим данный участок неба в момент фотографирования.
Поэтому наблюдаемая в телескопе картина показывает, как выглядели галактики и другие далёкие объекты в те давние времена, и никто не может знать, что представляют они собой ныне.

Полученные астрономами данные свидетельствуют о том, что Вселенная возникла миллиарды лет назад в результате так называемого «большого взрыва». Большинство учёных приняло эту теорию происхождения всей материи во Вселенной. Продуктами «большого взрыва» стали водород и гелий, а позже из них образовались все остальные элементы.

Изучая поступающий от звезды или галактики свет, астрономы могут сказать, какие элементы входят в их состав. Можно разбить свет на спектр цветов (от красного до фиолетового) и получить раскладку интенсивности света во всем его диапазоне частот. Каждый элемент имеет свою характерную картину спектральных линий, поэтому спектр небесного тела отражает его химический состав. Спектры тусклых, удалённых объектов дают в целом ожидаемые картины, но линии в них находятся не на «своем» месте по сравнению со спектрами, полученными в результате лабораторных опытов. Чем дальше находится объект, тем больше смещение спектральных линии в сторону красной, низкочастотной части шкалы. Этот эффект (получивший название «красное смещение») позволяет нам судить о движении небесных тел.

Красное смещение света, идущего из других галактик, свидетельствует об удалении этих галактик от нас. Считается, что данное явление подтверждает теорию расширения Вселенной. Согласно расчётам, «большой взрыв» произошёл от 10 до 20 млрд. лет назад, а из образовавшейся при этом материи постепенно сформировались туманности — гигантские облака пыли и газов.

Со временем из туманностей образовались звезды. Гравитационное притяжение удерживает большинство звёзд в группах, называемых галактиками. Они бывают разной формы: спиральные, эллиптические и неправильные. Солнце — лишь одна из примерно 100 млрд. звёзд нашей Галактики, имеющей плоскую спиральную форму. Сосредоточение звёзд в одной плоскости выглядит на ночном небе как широкая белесая полоса. Отсюда и название нашей Галактики — Млечный Путь.

Большинство из предполагаемого миллиарда галактик во Вселенной образуют скопления. Млечный Путь -одна из приблизительно 24 галактик в небольшом скоплении, называемом Местной Группой. Некоторые скопления насчитывают тысячи галактик.

С учётом многочисленности галактик, каждая из которых включает огромное количество звёзд, можно предполагать, что мы не одиноки. И у других звёзд типа нашего Солнца могут быть планеты с условиями, необходимыми для возникновения жизни. Астрономы пытаются обнаружить в космосе радиосигналы, несущие закодированные послания и доказывающие существование разумной жизни в других уголках Вселенной. Пока что их усилия тщетны.

В 1967 г. английский радиоастроном Джоселин Белл была потрясена, приняв из космоса регулярные радиоимпульсы. Вначале она решила, что это послания разумных существ, но вскоре поняла, что открыла пульсирующую звезду (пульсар). Впоследствии были обнаружены и многие другие пульсары. Вращаясь, они посылают во все стороны пучки радиоволн.

Другой излучающий радиоволны загадочный объект называется квазаром или квазизвездным (звездообразным) радиоисточником. Некоторые квазары являются также источниками светового излучения. Судя по их крайне большому красному смещению, они удаляются от Земли со скоростью около 90% скорости света и являются для нас самыми далёкими объектами.

Но если они так далеки от Земли, то должны бы излучать гораздо более слабый свет. Либо что-то заставляет их так ярко светиться, либо они гораздо ближе, чем мы считаем, исходя из красного смещения. Кто разгадает эту загадку?