|
Творческое мышление Категория: Человек, Автор: VseZnamus Под мышлением мы понимаем широкий диапазон умственной деятельности — от художественного творчества, создающего произведения искусства, до принятия столь сложного решения, как " что съесть на завтрак». Различны наши мысли, различны и виды мыслительного процесса. Разумность, или способность мыслить, часто по привычке считают уникальным свойством человека. За последние десятилетия, однако, исследования животных показали, что и некоторым другим существам, в частности шимпанзе, также присущи зачатки мышления.
|
|
Женщина из индейского племени куна (Панама) за шитьём. Это занятие и его результат принесут ей как личное удовлетворение, так и одобрение со стороны других (если блуза понравится не только ей). Как и другие типы мышления, творчество в искусстве предполагает соединение идей или понятий в удовлетворительном для творца результате. Но, в отличие от мышления, необходимого для решения логических задач, искусство не регламентирует его действия в процессе достижения результата, предоставляя свободу самовыражения.
Речь, конечно, идёт о мышлении на самом начальном уровне. Человек в оперировании понятиями достиг уровня сложности, который поставил его на высшую ступеньку эволюции и дал «венцу творения» неоспоримые преимущества в животном мире. По сравнению со многими другими животными, Homo sapiens слаб, физически уязвим и несовершенен, но способность творчески мыслить с лихвой перекрывает все эти недостатки. Хотя история знает немало великих мыслителей (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Эйнштейн), ни один из них пока что не ответил убедительно на вопрос о природе мысли и творчества. Отчасти это потому, что понятие «мысль» трудно поддаётся определению, поскольку применяется сразу для нескольких видов умственной деятельности. Мышление трудно и изучать, поскольку думать о том, как вы думаете, по меньшей мере сложно, и исследовать мысль можно только при помощи мысли.
Различны и словарные определения слов «мысль» и «мышление». Многие из них для описания этих явлений вынуждены использовать однокоренные слова. И тем не менее, согласия в вопросе, что же такое разум и (или) сознание, не существует.
Проблема эта уже тысячелетиями изучается и обсуждается со многих различных точек зрения — физиологической, психологической, философской.
Греческий философ Платон говорил, что творческие люди в моменты творчества перестают принадлежать себе, становясь орудием высших сил: «Боги отнимают у них разум и используют их в качестве слуг». Альберт Эйнштейн, величайший учёный XX века, не смог дать научного объяснения природе мысли. Он утверждал, что к научному открытию нет логических путей: «ум должен сделать скачок, как это делает воображение поэта или художника».
В своём обширном исследовании «Акт творчества» Артур Кестлер выдвинул теорию бисоциаций, утверждая, что творчество осуществляется путём бессознательного синтеза ассоциаций — например, ассоциации оригинальной с тривиальной. Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, написавший несколько работ о великих художниках (Микеланджело, Леонардо да Винчи) и писателях (Шекспир, Достоевский, Ибсен), изучал в первую очередь их мотивы, а также источники и ход развития их идей.
О сложности и многообразии представлений в данной области говорит тот факт, что на каждую теорию находится контртеория. А ведь речь здесь идёт о механизме сложных разновидностей творческой мысли — тех, что стоят за величайшими научными открытиями и произведениями искусства. Постоянно поддерживать мысль на этом уровне могут лишь исключительно одарённые индивиды. Но мышление ежеминутно требуется и в повседневной жизни, и без научного анализа того, как это происходит, нельзя понять и механизм творчества.
Целью одного из видов мышления, известного как формирование понятия, является удовлетворительное объяснение ряда наблюдаемых явлений. Его примером могут служить усилия учёного, пытающегося сформулировать теорию в подтверждение обнаруженным фактам, или детективный метод Шерлока Холмса и других сыщиков, реальных и вымышленных.
Совсем иной вид мышления требуется при принятии решений, будь то на работе или в быту. Здесь необходимо представлять себе результат своих собственных и чужих действий и уметь оценивать их последствия. Чтобы устранить проблему, человек оценивает её причины и находит решение методом логического анализа или интуитивно (последнее, как правило, требует неординарного подхода к решению). И, в конце концов, существует также образное мышление, когда полезные или занятные идеи получаются сопоставлением старого и нового опыта или представлений.
|
|
ПОИСК ЗНАНИЙ: |
|
У НАС УЖЕ ИСКАЛИ: |
|
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ: |
|
МОЗАИКА ЗНАНИЙ: |
|
|