id4.ru/idea
ЗНАНИЯ 24 ЧАСА В СУТКИ
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
РАЗДЕЛЫ:
Человек (129)
Здоровье (145)
Спорт (14)
Художники (25)
Животные (179)
Птицы (38)
Насекомые (26)
Растения (19)
Дом (19)
Земля (117)
Наука (77)
Техника (50)
Экономика (86)
Промышленность (107)
Питер Пауль Рубенс
Категория: Художники, Автор: VseZnamus
Мы причисляем Рубенса к величайшим фламандским живописцам, несмотря на то, что он родился в Германии, сформировался как художник в Италии, а Фландрию впервые увидел лишь в десятилетнем возрасте.
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 г. в канун праздника святых Петра и Павла, в честь которых и был наречён. Будущий художник появился на свет в городке Зигене, что в германской провинции Вестфалия, и был в семье шестым из семерых детей. Опасаясь религиозных преследований у себя на родине, его отец Ян Рубенс счёл за благо переехать с семьёй в Германию, поскольку во Фландрии не жаловали католиков, подозреваемых в симпатиях к кальвинизму.
Автопортрет Рубенса с Изабеллой Брант под сенью цветущей жимолости написан вскоре после свадьбы в 1609 г. После смерти жены Рубенс признавал, что «не ведая пустых капризов и женских слабостей, она была воплощением доброты и порядочности».
Поначалу семья обосновалась в Кёльне, где Ян — юрист по профессии — был назначен секретарём Анны Саксонской, супруги принца Вильгельма Оранского. Но опрометчивая любовная связь между Рубенсом и Анной привела к её беременности, и виновнику грозила смертная кара. Марии Рубенс удалось вымолить жизнь супруга, но в наказание семейство было изгнано из Зигена.

В 1587 г. — а к тому времени семье разрешили вернуться в Кёльн — Ян Рубенс скончался, и Мария, недолго думая, переехала в родной Антверпен. Из детей остались в живых лишь Питер Пауль, старший на три года брат Филипп и 20-летняя сестра Бландина. Трое младших детей умерли в младенчестве, а самый старший брат уже создал собственную семью. Мальчиков определили в школу, хотя основы их образования успел заложить ещё покойный отец. Однако в 1590 г. им пришлось оставить учение, так как Бландина вышла замуж, и ей полагалось достойное приданое. 13-летний Питер Пауль был принят в пажи при дворе графини де Дален. Впрочем, оставался он там недолго, так как уже твердо решил, что станет художником.

Мальчику повезло — сначала его взял в ученики художник Тобиас Верхахт, а позднее нашлось место в мастерской Адама ван Норта. Спустя четыре года юный Рубенс стал учеником Отто ван Вена.

Едва достигнув 22 лет, он отправился на Апеннины, но, внимая наставлениям тамошних живописцев и усердно постигая секреты их мастерства, все же оставался фламандцем по духу. Если итальянцы установили классические каноны красоты и обращались в своём творчестве к возвышенным сюжетам, то фламандцы почитали главной задачей художника правдивое отображение окружающего мира.

В Италии сделанные Рубенсом эскизы произвели сильное впечатление на герцога Мантуи Винченцо I, и вскоре художник был принят к нему на службу. Часть его обязанностей заключалась в копировании знаменитых картин для пополнения художественной коллекции герцогского дворца в Мантуе. Это предполагало постоянные разъезды по городам и весям, давая Рубенсу прекрасную возможность посетить все основные центры итальянского искусства. В 1602 г. Рубенс получил свой первый официальный заказ — три алтарных образа для церкви Св. Креста Иерусалимского.

В 1606 г. растущая слава и связи обеспечили Рубенсу почётный заказ — алтарный образ для новой церкви Санта-Мария ин Валличелли. Первый вариант был сочтён неудачным, и художник написал второй. Однако увидеть своё творение установленным в церкви ему так и не удалось, поскольку в октябре 1608 г. от брата Филиппа пришло известие о тяжёлой болезни матери. Художник бросил все и поспешил на родину, но Мария Рубенс скончалась до его приезда.

В 1609 г. Рубенс стал придворным художником принца Альберта и его жены, инфанты Изабеллы, и в том же году женился на Изабелле Брант. Супруги были счастливы в браке и произвели на свет четырёх детей. Когда спустя 15 лет Изабелла умерла, Рубенс сетовал, что «воистину потерял прекрасного друга».

Все это время художник не знал отбоя от учеников, жаждавших постигать основы живописи под его началом, и постепенно приобретал репутацию лучшего живописца Северной Европы. Два огромных алтарных образа «Водружение креста» и «Снятие со креста» (1611–14) убедительно показали, что мастер в совершенстве овладел итальянской «великой манерой» трактовать возвышенные сюжеты в столь же приподнятом героическом ключе.

С заключением перемирия между воюющими северными и южными провинциями Нидерландов многим церквям потребовался срочный ремонт и обновление, и в мастерскую Рубенса мощным потоком хлынули заказы. Самым крупным из них был заказ на роспись церкви иезуитов в Антверпене. Мастер согласился сделать эскизы 39 картин для этого храма, но сами росписи были исполнены его помощниками и завершены всего за 9 месяцев. К сожалению, все они сгорели во время пожара в 1718 г., однако до наших дней дошло несколько эскизов.

Не менее крупные заказы поступали и из-за границы. Так, Рубенс создал эскизы 12 гобеленов для французского короля Людовика XIII, а также исполнил серию из 25 гигантских живописных полотен для матери Людовика, Марии Медичи, предназначавшихся для её нового дворца в Париже.

Чтобы как-то справиться со скорбью о безвременно умершей в 1626 г. жене, Рубенс продолжал работать не покладая рук и всю энергию направил на живопись и дипломатическую деятельность. По поручению инфанты Изабеллы он отправился с секретной миссией в Испанию, а в 1629–30 гг. был милостиво принят английским королём Карлом I. В Англии он, в частности, создал серию росписей для плафона Банкетного зала, который ныне является частью дворца Уайтхолл.

В 1630 г. Рубенс женился на Елене Фоурмен. К двум оставшимся в живых сыновьям от первого брака они прибавили ещё двоих сыновей и трёх дочерей.

Об огромной любви Рубенса к своей семье красноречиво свидетельствуют бесчисленные портреты жены и детей. В преклонные годы обременённый семейством живописец постепенно отошёл от светской жизни, поселился в деревне и посвятил себя пейзажной живописи. Он все же работал и брал заказы, но в них все большая доля труда принадлежала помощникам, ибо правую руку мастера сковала подагра. Шаг за шагом недуг добрался до сердца, и 30 мая 1640 г. художник скончался в возрасте 62 лет. Восемь месяцев спустя Елена родила его последнего ребёнка.
ПОИСК ЗНАНИЙ:
У НАС УЖЕ ИСКАЛИ:
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:
МОЗАИКА ЗНАНИЙ:
Правила использования материалов с сайта www.iD4.ru! Связь с администрацией: id4@id4.ru